|
Уильям Гибсон. Виртуальный свет.
Статью прислал Александр. «Виртуальный свет» открывает вторую трилогию Уильяма Гибсона – «Трилогию моста». Предыдущие книги, такие как «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв» давали читателю ощущение абсолютной свободы и бескрайних перспектив, веру в то, что мир могут изменить пара чудаков-индивидуалистов с нейроразьемами. «Виртуальный свет» - книга побежденных. Герои ее не из тех, кто готов бороться со старым прогнившим миром. Не нигилисты, отрицающие и не принимающие мир таким, каков он есть. Это простые трудяги – курьер, охранник, японец, прибывший в Америку с целью изучения западного «фольклора». Все эти люди втянуты в цепь обстоятельств, и им оставаться в этой цепи ой как не хочется. Не говоря уж о том, чтобы попытаться что-то изменить в окружающей их, далеко не радужной действительности. Мир, в котором живут действующие лица, создан не ими и не в их силах его менять, но они и не пытаются сделать этого – они выбирают стабильность своего существования в том, где им приходится существовать. Но когда за дело берется его величество Случай - тут уж надо рвать когти. А рвать их придется быстро и умело, ведь на хвосте висят ни какие-нибудь отмороженные гопники (таких и в обычной жизни на мосту хватает), а агенты огромной корпорации «Санфлауэр». Таким не то что палец в рот класть не рекомендуется, лучше им его вообще не показывать. Сюжет книги напряжен, но не слишком замысловат. Он служит фоном для размышлений о реальных жизненных вопросах – о судьбе человечества, о любви и смерти, о цели и предназначении человеческой жизни. Одна из самых замечательных находок Гибсона в этих размышлениях – понятие «томассон», обозначающее бессмысленные, бесполезные явления и предметы. «Исходный Томассон был игроком в бейсбол. Американец, очень сильный и красивый. В 1982 году он перешёл в «Йомиури Джайантс», за огромные деньги. Вскоре выяснилось, что он не может попасть битой по мячу». Образцом великолепного томассона в романе служит разрушенный сокрушительным землетрясением стальной мост «Голден Гейт» между Сан-Франциско и Оклендом. Весь он от своего основания и до самой верхушки облеплен лачугами, лавками, барами, собранными из подручных материалов и мусора. Изгои и отбросы общества живут здесь – это их дом, их город со своими неписаными правилами и законами. «Убежище, дикое, странное, но – убежище, где можно лечь и уснуть, единственный приют бесчисленных людей и их бесчисленных снов». Именно здесь обитает главная героиня романа Шеветта Вашингтон. Отдельного слова заслуживают декорации, построенные Гибсоном для постановки всего действия. Только один мост, о котором говорилось выше, заслуживает звания одной из лучших декораций в литературе. Его инфраструктура, сообщество, живущих там людей – все прописано досконально и достоверно. История моста, открывающаяся нам по ходу повествования интересна и правдоподобна. Различные по значимости и размеру детали делают мир по-настоящему живым: грузовики, работающие на растительном масле и воняющие жареной курицей; контрацептивы из субклеточной автоматики, похожие на медуз; велосипеды из прессованной бумаги с ругающимися охранными системами; самосклеивающиеся пластиковые наручники; миниатюрные беспилотные вертолёты огневой поддержки… На протяжении всего романа, то тут, то там «появляется» преподобный Шейпли – человек, пожертвовавший собой ради спасения человечества от СПИДа, подаривший миру живую вакцину против этой ужасной болезни. Тут он превращен чуть ли не в пророка, принесшего миру новую надежду на спасение и, убитого христианскими фундаменталистами. На периферии основного действия постоянно крутятся персонажи с русскими фамилиями, русских эмигрантов полно в полиции и секретных службах («...У них же там было целое полицейское государство. Привыкли, поднабрались, в гены небось впиталось»), славянский стриптиз гоняют по TV, российским оружием, небезопасным, но зато «простым, дешёвым и эффективным» заполнен чёрный рынок. Гибсон даже прошелся по экономике светлой памяти Советского Союза, рассказав нам анекдот про наш же завод, беспрерывно выпускавший непрозрачные солнцезащитные очки. Возможно, что завод, подобный этому, в СССР действительно был, и не один. Все эти квазироссийские примочки придают роману в глазах отечественного читателя дополнительный шарм. Проза Гибсона увлекательна и интересна, но в тот же момент она заставляет задуматься над некоторыми аспектами жизни, будь то жизнь на мосту между Оклендом и Сан-Франциско или сытая жизнь в благополучном районе. Что важнее – свобода или стабильность? Каким из этих двух понятий человек готов поплатиться ради достижения другого? Может быть именно «Виртуальный свет» подскажет правильный ответ. |
|